Положительные и отрицательные факторы дистанционного формата обучения английскому языку студентов технологического вуза

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.4.451-461

Авторы

Ключевые слова:

английский язык, инновационные технологии, дистанционное обучение, формы обучения, студенты технологического вуза, преподаватели иностранных языков

Аннотация

Актуальность представленной работы заключается в сложившихся социальных условиях не только в нашей стране, но в мире, требующих пересмотра формата организации и реализации учебно-воспитательного процесса: перехода от очного формата к комбинированному – с внедрением элементов инновационных технологий, дистанционной формы преподавания дисциплин. В этой связи изучение иностранных языков в высших учебных заведениях претерпело ряд изменений. Сегодня как преподаватели иностранных языков, так и сами студенты не представляют образовательный процесс без применения информационно-коммуникативных технологий. В статье рассматривается специфика изучения английского языка в технологическом вузе, приводятся положительные характеристики, позволяющие повысить эффективность исследуемого процесса; из собственного преподавательского опыта приводится перечень изъянов дистанционного формата обучения, снижающих успешность освоения обучающимися речевых навыков в сфере профессиональной коммуникации. Автором приводится анализ перспектив нивелирования отрицательных факторов применения в процессе преподавания английского языка инновационных технологий, проблем мотивации студентов к речевой активности, к большему проявлению самостоятельности и ответственности при выполнении практических заданий на изучаемом языке; исследуются психологические барьеры, возникающие при взаимодействии педагогов и обучающихся на расстоянии.

Список литературы
1. Казакова У.А., Кузнецова М.Н. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов технологического вуза. В сборнике: Традиции и инновации в препо-давании иностранного языка. Материалы XI Всероссийской научно-практической конфе-ренции. Науч. ред. О.Ю. Макарова, сост. Д.В. Горбунова. Казань, 2022: 63–69. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49198530_76392800.pdf [дата обращения: 02.10.2022].
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образова-нии в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ [дата обращения 07.10.22].
3. Dreher R., Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. New concept of En-gineering Education for sustainable development of society. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; 1329: 819–831.
4. Дреер Р., Кондратьев В.В., Кузнецова М.Н. «Новое» просвещение в эпоху цифровых технологий? Инженерное обучение использованию и формированию цифровых технологий. Управление устойчивым развитием. 2021; 6(37): 90–97.
5. Кузнецова М.Н. Особенности формирования содержательного компонента при изучении иностранного языка студентами неязыковых вузов (на примере английского язы-ка). Казанская наука.2021;3: 87–89.
6. Дреер Р., Кондратьев В.В., Казакова У.А., Кузнецова М.Н. Концепция инже-нерного образования для устойчивого развития общества. Инновационные технологии в транспортном и химическом машиностроении. материалы ХII Международной научно-технической конференции Ассоциации технологов-машиностроителей. 2020:191–195.
7. Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. Development and implementa-tion of the module “Engineering, Education and Pedagogy in Industry 4.0” in the structure of the curriculum “Innovative Pedagogy for Teachers of Engineering Universities” (IPET). Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; 390 LNNS:632–643.
8. Kazakova U.A., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. Priorities of Vocational Train-ing of Educators of Engineering Universities in the formation of their psychological and pedagogi-cal competency. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; 390 LNNS: 644–653.
9. Кузнецова М.Н. Особенности применения компетентностного подхода в про-цессе изучения английского языка студентами технологического вуза. Казанская наука. 2020; 5:81–83.
10. Кузнецова М.Н., Казакова У.А. Специфика оценивания качества процесса язы-ковой подготовки студентов технических вузов. Казанская наука. 2020;1: 84–86.
11. Кузнецова М.Н. Cпецифика мотивации студентов технологического вуза к изучению английского языка посредством контентного компонента учебного материала. Казанская наука. 2020; 5:84–86.
12. Кузнецова М.Н., Казакова У.А. Иностранные языки как средство социально- профессиональной адаптации преподавателей высшей школы к международной образова-тельной среде. Категория «социального» в современной педагогике и психологии. материалы 7-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. 2019: 187–191.
13. Кузнецова М.Н., Казакова У.А., Тубальцева В.А. Верификационные критерии качества процесса изучения иностранных языков преподавателями высшей школы (на при-мере английского языка). Казанская наука. 2019; 12: 111–114.
14. Кузнецова М.Н., Казакова У.А., Тубальцева В.А. Английский язык как сред-ство социально-профессиональной адаптации педагогов вузов к международной образова-тельной среде. Казанская наука. 2019; 6: 76–79.
15. Алехин И.А., Казакова У.А., Кузнецова М.Н. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации изучения иностранных языков преподавате-лями инженерных вузов. Мир образования – образование в мире. 2017; 1 (65): 36–42.
16. Алехин И.А., Казакова У.А., Кузнецова М.Н. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации изучения иностранных языков преподавате-лями инженерных вузов. Мир образования – образование в мире. 2017; 4 (68): 44–50.
17. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Я.А. Коменский-классик научной педагогики. Учеб-ное пособие. Саратов, 2015. 69 с.

Библиографические ссылки

References

Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. Formation of linguoculturological competence of stu-dents of a technological university. Traditions and innovations in teaching a foreign language. Ma-terials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference. Scientific ed. O.Yu. Makarova, comp. D.V. Gorbunov. Kazan, 2022: 63–69. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_49198530_76392800.pdf [accessed: 02.10.2022].

Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on September 24, 2022) “On Education in the Russian Federation”. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ [accessed: 07.10.22].

Dreher R., Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. New concept of Engi-neering Education for sustainable development of society. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021; 1329:819–831.

Dreher R., Kondratiev V.V., Kuznetsova M.N. “New” Enlightenment in the Digital Age? Engineering training in the use and formation of digital technologies. Management of sustainable development. 2021; 6(37):90–97.

Kuznetsova M.N. Features of the formation of a content component in the study of a for-eign language by students of non-linguistic universities (on the example of the English language). Kazan science. 2021; 3:87–89.

Dreher R., Kondratiev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. The concept of engineer-ing education for the sustainable development of society. Innovative technologies in transport and chemical engineering. materials of the XII International Scientific and Technical Conference of the Association of Mechanical Engineering Technologists. 2020: 191–195.

Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. Development and implementation of the module “Engineering, Education and Pedagogy in Industry 4.0” in the structure of the curric-ulum “Innovative Pedagogy for Teachers of Engineering Universities” (IPET). Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; 390 LNNS: 632–643.

Kazakova U.A., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. Priorities of Vocational Training of Educators of Engineering Universities in the formation of their psychological and pedagogical competency. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; 390 LNNS: 644–653.

Kuznetsova M.N. Features of the application of the competence-based approach in the process of learning English by students of a technological university. Kazan science. 2020; 5:81–83.

Kuznetsova M.N., Kazakova U.A. The specifics of assessing the quality of the process of language training of students of technical universities. Kazan science. 2020; 1:84–86.

Kuznetsova M.N. The specifics of the motivation of students of a technological univer-sity to learn English through the content component of the educational material. Kazan science. 2020; 5:84–86.

Kuznetsova M.N., Kazakova U.A. Foreign languages as a means of social and profes-sional adaptation of higher school teachers to the international educational environment. The cate-gory of “social” in modern pedagogy and psychology. materials of the 7th All-Russian scientific-practical conference with remote and international participation. Rep. ed. A.Yu. Nagornov. 2019: 187–191.

Kuznetsova M.N., Kazakova U.A., Tubaltseva V.A. Verification criteria for the quality of the process of learning foreign languages by teachers of higher education (on the example of the English language). Kazan science. 2019; 12:111–114.

Kuznetsova M.N., Kazakova U.A., Tubaltseva V.A. English as a means of socio-professional adaptation of university teachers to the international educational environment. Kazan science. 2019; 6:76–79.

Alekhin I.A., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. Professional orientation as one of the factors in the formation of motivation for studying foreign languages by teachers of engineering universities. The world of education is education in the world. 2017; 1(65):36–42.

Alekhin I.A., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. Professional orientation as one of the factors in the formation of motivation for studying foreign languages by teachers of engineering universities. The world of education is education in the world. 2017; 4 (68): 44–50.

Khuseynov A.Z., Turchin G.D. Ya.A. Comenius is a classic of scientific pedagogy. Tu-torial. Saratov; 2015. 69 p.

Загрузки

Опубликован

2022-12-28

Выпуск

Раздел

Педагогика.Теория и методика обучения и воспитания