Образы-символы «крылья», «птица» в татарской женской поэзии 1980¬–2010-х гг. (на примере лирики Л. Шагирзян)

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.2.147-157

Авторы

Ключевые слова:

образ-символ, татарская литература, лирика, традиции, женская поэзия, Лена Шагирзян

Аннотация

Тази Гиззат признан классиком татарской литературы. Его многочисленные художественные произведения оказали заметное влияние на татарскую культуру. На протяжении многих лет он наряду с Наки Исанбетом, Ризой Ишмуратом, Ахметом Файзи определял пути развития татарской драматургии. Тази Гиззат обогатил национальный театр новыми темами, жанрами, и художественными приемами. Он хорошо знал психологию и быт татар. Умело включал в свои произведения картины из деревенской жизни, этнографию, обычаи, обряды, создавал национальную среду. Писатель также показывал сильные человеческие чувства, вызывавшие у публики горячий эмоциональный отклик. Вплетал в ткань своих произведений лирические и музыкальные моменты. Активно пользовался грубоватым народным юмором. Художественный язык Тази Гиззата – четкий, ясный, доходчивый был понятен зрителям. Это и стало причиной широкой популярности его произведений. Пьесы Тази Гиззата, написанные в советское время и отмеченные яркой печатью советской идеологии, востребованы, тем не менее, и сегодня. Они по-прежнему идут на театральных подмостках и вызывают живой зрительский интерес. Это свидетельствует об их непреходящей художественной ценности. В статье рассматриваются основные этапы деятельности драматурга, тематика и художественные особенности его произведений, их сценическая жизнь.

Список литературы

  1. Рахмани Р. Шагыйрәнең язмыш келәме: Казан утлары. 2003;(4): 121­134. (На тат. яз.)
  2. Даутов Р.Н. Балачак әдипләре. Библиографик белешмэлек. Икенче китап. Казан: Мәгариф; 2004. (На тат. яз.)
  3. «Бер канатым ак, бер канатым кара...» – Лена Шагыйрьҗан (әңгәмә): Казан утлары; URL: http://kazanutlary.ru/news/yanaliklar/ber-kanatym-ak-ber-kanatym-kara-lena-shagyjrjan-engeme [дата обращения:14.06.2022]. (На тат. яз.)
  4. Сафина Г.Ф. Образ-символ крыльев в татарской поэзии второй половины ХХ в.: семантическая структура и особенности функционирования (на примере лирики Сажиды Сулеймановой). Казанский лингвистический журнал. 2020;3(3): 224-242.
  5. Шагыйрьҗан Л.Г. Җылы кирәк моңга да: шигырьләр, поэмалар, багышлаулар. Казан: Рухият; 2020. (На тат. яз.)
  6. Татарско-русский словарь. Казань: Тат. кн. изд-во; 1988.
  7. Хадиева Э. Бүгенгедәй ихлас булалмабыз… Шигырьләр. М.: «Заман» нәшрият йорты; 2013. (На тат. яз.)
  8. Идиатуллин А.В., Идиатуллина Л.Т. Эволюция творчества в условиях цифровой культуры. Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK – 2021. Сборник материалов. Казань: ГБУ «НЦБЖД»; 2021.

Библиографические ссылки

References

Rahmani R. The carpet of the poet’s fate: The Lights of Kazan. 2003;(4): 121¬134. (In Tat.)

Dautov R.N. Writers of childhood. Bibliographic reference. Book two. M.: Magarif; 2004. (In Tat.)

“One of my wings is white, one of my wings is black...” Lena Shagyjr’zhan (conversation): Lights of Kazan; 2017. Available from: http://kazanutlary.ru/news/yanaliklar/ber-kanatym-ak-ber-kanatym-kara-lena-shagyjrjan-engeme [accessed: 06/14/2022]. (In Tat.)

Safina G.F. The image-symbol of Krylov in Tatar poetry of the second half of the XX century: semantic structure and features of functioning (on the example of the lyrics of Sazhid Suleymanov). Kazan Linguistic Journal. 2020; 3(3): 224-242. (In Russ.)

Shagyjr’zhan L.G. Warmth and melody: poems, dedications. Kazan: Ruhiyat; 2020. (In Tatar)

Tatar-Russian dictionary. Kazan: Tat. kn. publishing house; 1988.

Khadieva E. Poems. M.: Publishing house “Zaman”; 2013. (In Tat.)

Idiatullin A.V., Idiatullina L.T. The evolution of creativity in the conditions of digital culture. International Forum KAZAN DIGITAL WEEK-2021. Collection of materials. Kazan: GBU “NCBZHD”; 2021. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-06-30

Выпуск

Раздел

Литературоведение