Конститутивные признаки академического дискурса: цифровые трансформации

Авторы

  • Юлия Сергеева

Ключевые слова:

дискурс; академический дискурс; институциональный дискурс; конститутивные признаки; хронотоп; информационные технологии; информационно-образовательная среда.

Аннотация

В рамках данной статьи рассматриваются конститутивные признаки академического дискурса как одного из видов институционального дискурса. Актуальность темы определяется широким использованием академического дискурса, его значимостью в жизни общества и необходимостью рассматривать данный дискурс с учетом динамично меняющихся факторов развития человечества, которые вносят изменения в его конститутивные признаки. К указанным факторам с полным основанием можно отнести информационные технологии. Существует большое количество интерпретаций термина «дискурс». В данной работе за основу берется понимание дискурса как строго ориентированного коммуникативного взаимодействия в рамках определенной социокультуры, имеющее определенную цель. Дискурс делится на два типа: личностно-ориентированный и статусно-ориентированный. Академический дискурс как вид институционального дискурса обладает отличительными признаками: точностью, объективностью, деперсонификацией и терминосистемой. Основные конститутивные признаки – это цель коммуникации, участники, хронотоп, ценности и стратегии, жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы. В результате рассмотрения каждого признака были определены новые характеристики, на появление которых повлияли информационные технологии. Информационно-образовательная среда, онлайн-занятия, вебинары и образовательные платформы являются новыми понятиями для академического дискурса, которые с каждым годом получают более широкое распространение и применение.

Библиографические ссылки

Литература

Градостроительный кодекс РФ П. 13 ст. 1. 2020. // URL: https:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (дата обращения: 05.11.2020).

Зубкова Я.В. Ценности академического дискурса // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2009. Вып. 7. С. 135–14

Зубкова Я.В. Конститутивные признаки академического дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: ВГПУ, 2009 г. Вып. 5. С. 28–32

Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5–20.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Макаров М.Л. Основы теории дискурса. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.

Тахтарова С.С. Коммуникативные категории в когнитивно–дискурсивной парадигме // Вестник Волгоградского государственного университета. Волгоград: 2017. Т. 16. № 2. С. 186–196

Хутыз И.П. Академический дискурс: культурноспецифическая система конструирования и трансляции знаний. Москва: Флинта, Наука, 2015. 176 с.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб: Наука, 2001. 382 с

Harris Z. Discourse analysis // Language. 1952. V. 28. № 1. P. 30.

References

Urban Development Code of the Russian Federation. P. 13, art. 1. (2020). // URL: https://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (accessed: 05.11.2020). (In Russian)

Zubkova Ya.V. (2009). Values of Academic Discourse // Language, communication and social environment: scientific. Art. no. 7. Voronezh: VGU. Pp.135–142. (In Russian)

Zubkova Ya.V. (2009). Constitutive features of academic discourse // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta: nauch. st. vyp. 5. Volgograd: VGPU. Pp. 28–32. (In Russian)

Karasik V.I. (2000). About types of discourse// Linguistic Personality: Institutional and Personal Discourse. Volgograd: Peremena. Pp. 5–20. (In Russian)

Karasik V.I. (2002). Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena. 477 p. (In Russian)

Makarov M.L. (2003). Basis of Discourse Theory. Moscow: ITDGK «Gnozis», 280 p. (In Russian)

Takhtarova S.S. (2017). Communicative categories in the cognitive–discursive paradigm // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta: nauch. st. T. 16. № 2, Volgograd: Pp. 186–196. (In Russian)

Khutyz I.P. (2015). Academic discourse: a culturally specific system for constructing and transmitting knowledge. Moscow: Flinta, Nauka, 176 p. (In Russian)

Khabermas Yu. (2001). Moral awareness and communicative action.Spb: Nauka. 382 p. (In Russian)

Harris Z. Discourse analysis // Language. 1952. V. 28. № 1. P. 30. (In English)

Загрузки

Опубликован

2020-12-15