Образ-символ крыльев в татарской поэзии второй половины хх в.: семантическая структура и особенности функционирования (на примере лирики сажиды сулеймановой)

Авторы

  • Гульнара Сафина

Ключевые слова:

семантическая структура, образ-символ, татарская литература, лирика, традиции, женская поэзия, художественный мир поэтессы, субъектно-образные, структуры

Аннотация

На материале творчества С. Сулеймановой устанавливается семантическая структура и особенности функционирования образа-символа крыльев в татарской женской лирике 1960–1980-х гг. Уходящий корнями в древнейшие мифологические, космогонические представления, живущий в народном творчестве многих народов мира, образ-символ крыльев является знаковым и универсальным в мировой литературе. Установлено, что в татарской литературе, а именно в лирике, данная художественно-эстетическая конструкция носит синтетический характер: она вбирает в себя как общечеловеческие, универсальные смыслы, так и традиции национальной литературы. Полифункциональность символического звучания образа крыльев раскрывается в статье с учетом своеобразия художественного мира поэтессы: особенностей мироощущения, литературно-эстетической позиции, творческих принципов. Как показывает анализ, в женской поэзии образ-символ крыльев служит средством выражения экзистенциальных переживаний: творческого вдохновения, чувства любви, особых состояний эмоционального подъема или душевных смятений и пр. Анализируемый образ функционирует и на уровне тропов, пополняя арсенал изобразительно-выразительных средств поэтического языка автора, выступая в качестве метафор, сравнений. В этих субъектно-образных структурах выявляются различные нюансы (оттенки) специфического «женского» взгляда С. Сулеймановой на природу, человека, жизнь души, функционирование мира.

Библиографические ссылки

Литература

Аминева В.Р. Интертекстуальность как прием поэтики Н. Гамбара. Вопросы изучения национальных литератур. Дискурс идентичности в меняющихся контекстах. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 385–412.

Валеева-Сулейманова Г., Маликов А.А. Сулейманова Сажида Гадельшевна. Альметьевская энциклопедия // URL: http://almet-history.tatneft.ru/personalii/m-t/s/smo-suh/suleymanova-sazhida-gadelshevna?lang=ru (дата обращения: 13.09.2020).

Галиуллин Т.Н. Шигъриять баскычлары: Әдәби тәнкыйть мәкаләләре. Казан: Мәгариф, 2002. 231 б.

Загидуллина Д.Ф. Постмодернизм в татарской поэзии: поэтика иллюзорности в творчестве Л.Ф. Гибадуллиной. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158, кн. 1. С. 27–36. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-v-tatarskoy-poezii-poetika-illyuzornosti-v-tvorchestve-l-f-gibadullinoy (дата обращения: 13.09.2020).

Замалиева Л. Ф. Орнитоморфный образ в татарской поэзии: кукушка. Филология и культура. Philology and culture. 2014. №2 (36) С. 131–134. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ornitomorfnyy-obraz-v-tatarskoy-poezii-kukushka (дата обращения: 13.09.2020).

Маликов Ә. Саҗидәгә хатлар. Казан утлары. 1986. №10. Б. 165–177.

Маликов Ә., Маликова А. Саҗидә Сөләйманова – шигъриятьнең күк чәчәге. Казан: Рухият, 2016.

Миннуллин К. М. Песня как искусство слова: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Казань, 2001. // URL: https://docplayer.ru/61153086-Minnullin-kim-mugallimovich-pesnya-kak-iskusstvo-slova-tatarskaya-literatura-avtoreferat.html (дата обращения: 13.09.2020).

Мустафин Р. Подснежник и магнолия. Литературное обозрение. 1987. №7.

Сайфулина Ф. С. Поэзия Сажиды Сулеймановой: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 1998. // URL: http://cheloveknauka.com/poeziya-sazhidy-suleymanovoy#ixzz6MiIRyxy1 (дата обращения: 13.09.2020).

Сайфулина Ф. Шигъри сүзнең сихри көче. Шагыйрә Саҗидә Сөләйманова иҗаты. Тобольск: ТГПИ, 2001.

Сөләйманова С. Тормыш, исәнме! Шигырьләр, поэмалар. Казан: Рухият, 1998. 511 б.

Стихотворения из сборника Сажиды Сулеймановой «Со звездами наедине». Наталья Лайдинен: сайт. // URL: http://www.laidinen.ru/women.php?part=4591&letter=%D1&code=6399 (дата обращения: 13.09.2020).

Юзеев Н. Хәзерге татар поэтикасы (Поэзия теориясенә кереш). Казан, 1973.

Юсупова Н.М. Особенности символизации в татарской поэзии ХХ века. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2018. №4 (82). Ч. 1. C. 37–40. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-simvolizatsii-v-tatarskoy-poezii-hh-veka (дата обращения: 13.09.2020).

Янсуар Л. «Дом, в котором», или Изнанка мира. Идель. 2019. 7 авг. // URL: http://idel-tat.ru/news/blog/dom-v-kotorom-ili-iznanka-mira (дата обращения: 13.09.2020).

Янсуар Л. К Сажиде Сулеймановой – в Альметьевск! Татарстан. 2016. 20 сент. // URL: http://protatarstan.ru/k-sazhide-suleymanovoy-v-almetyevsk/ (дата обращения: 13.09.2020).

References

Amineva V.R. (2017). Intertextuality as a method of N. Gambar's poetics. Voprosy izucheniya natsional'nykh literatur. Diskurs identichnosti v menyayushchikhsya kontekstakh. Pp. 385–412. Moscow, IMLI RAN. (In Russian)

Galiullin T.N. (2002). Poetic stages: literary critical articles. 231 p. Kazan, Mәgarif. (In Tatar)

Malikov Ә. (1986). Letters to Sazida. Kazan utlary. №10. Pp. 165–177. (In Tatar)

Malikov Ә., Malikova A. (2016). Sazida Suleymanova – the celestial flower of poetry. Kazan, Rukhiyat. (In Tatar)

Minnullin, K. M. (2001). Song as the art of words: abstract. dis. … d-r of filol. Kazan. // URL: https://docplayer.ru/61153086-Minnullin-kim-mugallimovich-pesnya-kak-iskusstvo-slova-tatarskaya-literatura-avtoreferat.html (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Mustafin, R. (1987). Snowdrop and Magnolia. Literaturnoe obozrenie. №7. (In Russian)

Saifulina, F. (2001). The magic power of the poetic word. Creativity of the poet Sazida Suleymanova. Tobol'sk, TGPI (In Tatar)

Saifulina, F.S. (1998). Poetry of Sazhida Suleymanova: abstract. dis. … cand. of filol. Kazan. // URL: http://cheloveknauka.com/poeziya-sazhidy-suleymanovoy#ixzz6MiIRyxy1 (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Sөlәimanova S. (1998). Life, Hello! Poems. 511 р. Kazan, Rukhiyat. (In Tatar)

Poems from the collection of Sazhida Suleymanova “With the stars alone”. // Natal'ya Laidinen: sait. // URL: http://www.laidinen.ru/women.php?part=4591&letter=%D1&code=6399 (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Valeeva-Suleimanova G., Malikov A.A. Suleymanova Sazhida Gadelshevna. Al'met'evskaya entsiklopediya // URL: http://almet-history.tatneft.ru/personalii/m-t/s/smo-suh/suleymanova-sazhida-gadelshevna?lang=ru (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Yansuar L. (2019). “The house in which”, or the Underside of the world. Idel'. 7 avg. // URL: http://idel-tat.ru/news/blog/dom-v-kotorom-ili-iznanka-mira (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Yansuar L. (2016). To Sazhida Suleymanova – to Almetyevsk! Tatarstan. 20 sent. // URL: http://protatarstan.ru/k-sazhide-suleymanovoy-v-almetyevsk/ (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Yusupova N.M. (2018). Features of symbolization in Tatar poetry of the XX century. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov. №4 (82). Iss. 1. Pp. 37–40. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-simvolizatsii-v-tatarskoy-poezii-hh-veka (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Yuzeev N. (1973) Modern Tatar poetics (introduction to the theory of poetry). Kazan. (In Tatar)

Zagidullina D.F. (2016). Postmodernism in the Tatar poetry: poetics of illusion in the works of L. F. Gibadullina. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Vol. 158, Iss. 1. Pp. 27–36. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernizm-v-tatarskoy-poezii-poetika-illyuzornosti-v-tvorchestve-l-f-gibadullinoy (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Zamalieva L.F. (2014). Ornithomorphic image in Tatar poetry: cuckoo. Filologiya i kul'tura. Philology and culture. №2 (36). Pp. 131–134. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ornitomorfnyy-obraz-v-tatarskoy-poezii-kukushka (accessed: 13.09.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-09-14

Выпуск

Раздел

Литературоведение