Изучение образовательных потребностей в контексте воспитательного процесса в высшей школе

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.3.466-479

Авторы

  • Ольга Макарова
  • Дарья Горбунова

Ключевые слова:

образовательные потребности, мотивация, индивидуализация обучения, воспитательный процесс, личностно-ориентированный подход, практико-ориентированный подход, проблемно-ориентированный подход

Аннотация

Поколение современной студенческой молодежи в высшей медицинской школе – это будущее здравоохранения через 7–10 лет, и каким оно будет, зависит в большей степени от поставленных целей и задач, успешности образовательного процесса, методологии его реализации. Перед руководством университетов, профессорско-преподавательским составом, кураторами и тьюторами студенческих групп стоит задача не только заложить прочную основу фундаментальных профессиональных знаний, прикладных навыков и способов деятельности, но содействовать социализации, становлению адаптивности, самостоятельности и инициативности личности. Несмотря на то что закономерности и постулаты воспитания остаются неизменными, условия трансформирующейся социально-культурной реальности обусловливают острую необходимость модернизации воспитательного процесса, актуализации образовательного потенциала университетской среды. В становлении социально-психологической зрелости личности и профессиональной компетентности будущих специалистов актуальной является проблема образовательных потребностей. Образовательные потребности не являются универсальными и напрямую связаны с ценностно-смысловым компонентом мотивации личности. Их выявление и реализация в педагогической практике значимы для формирования индивидуальной образовательной траектории и определения вектора саморазвития студентов. В статье представлены результаты исследования личностной значимости образовательных потребностей студентов второго и пятого курсов медицинского вуза и предложена прогностическая модель с рекомендуемым уровнем их выраженности.

Литература

  1. Богоудинова Р.З., Казакова У.А. Социокультурный контекст информационно-коммуникативных технологий: вызовы и риски. Казань: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021; (1): 6–11.
  2. Ратнер Ф.Л., Сигал Н.Г. Цифровизация образования. Барьеры и риски Инновации и качество профессионального образования. Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Редакционно-издательский центр “Школа”»; 2021: 44­–46.
  3. Макарова О.Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов: дис. ... д-ра пед. наук. Казань; 2014.
  4. Гавриленко Л.С., Чупина В.Б., Тарасова Т.И. «Образовательные потребности»: теоретический анализ понятия. Современные проблемы науки и образования. 2016; (6).
  5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. 1948;(2). URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,0;fs,0/ [дата обращения: 08.08.2021].
  6. Khasanova G.B., Valeyeva N.Sh., Kupriyanov R.V. et al. Anthropological training as a means of formation of professional competence of a social worker. Kazan: Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; 8(10): 129–­135.
  7. Knowles M.S. The modern practice of adult education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, New York: The Adult Education Company; 1980.
  8. Макарова О.Ю., Горбунова Д.В. Роль ценностно-смыслового компонента мотивации в профессиональном саморазвитии и языковой адаптивности студентов медицинского вуза. Казань: Мир науки. Педагогика и психология. 2019; 7(5).
  9. Дрешер Ю.Н. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса: Учебно-методическое пособие. Казань: Медицина; 2017.

Библиографические ссылки

Bogoudinova R.Z., Kazakova U.A. Sociocultural context of information and communicative technologies: challenges and risks. Kazan: Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2021; (1): 6–11. (In Russ.)

Ratner F.L., Sigal N.G. Digitalization of education. Barriers and risks. Innovation and the quality of vocational education. Kazan: Obchestvo s ogranichennoj otvetstvennost’ju “Redakzionn-izdatel’skij centr “Shkola”. 2021: 44–46. (In Russ.)

Makarova O.Yu. Pedagogical system of professional education of students of medical universities: dis. ... Dr. ped. sciences. Kazan; 2014. (In Russ.)

Gavrilenko L.S., Chupina V.B., Tarasova T.I. “Educational needs”: theoretical analysis of definition. Sovremennye problem nauki i obrazovanija. 2016; (6). (In Russ.)

Ushinsky K.D. Collected works. 1948;(2). Available from: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,0;fs,0/ [accessed: 08.08.2021]. (In Russ.)

Khasanova G.B., Valeyeva N.Sh., Kupriyanov R.V. et al. Anthropological training as a means of formation of professional competence of a social worker. Kazan: Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; 8(10): 129–¬135. (In Russ.)

Knowles M.S. The modern practice of adult education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, New York: The Adult Education Company; 1980.

Makarova O.Yu., Gorbunova D.V. The role of a sense-value component of motivation in the professional selfdevelopment and the development of language adaptability of students of medical university. Kazan: Mir nauki. Pedagogika i psichologija. 2019; 7(5). (In Russ.)

Dresher Yu.N. Modern technologies in the preparation and implementation of the educational process: Study guide. Kazan: Medicina; 2017. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Педагогические науки