О некоторых лексико-семантических особенностях создания художественных образов во французских героических поэмах (на примере поэмы «Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь»)

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.4.555-567

Авторы

Ключевые слова:

эпический текст, архаическое сознание, концептуально-валерная система, chanson de geste, идеализированный образ, королевская жеста, габ

Аннотация

В статье рассматриваются лексико-семантические особенности создания художественных образов французских эпических текстов. В процессе изучения объекта исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы, как сравнительно-сопоставительный анализ, предполагающий сравнение контекстуальных единиц в результате анализа старофранцузского и русскоязычного материалов; метод сплошной выборки; описательно-аналитический анализ. Французские эпические тексты содержат три ключевых мотива: 1) защита государства от неприятелей, как правило, мавров; 2) преданность королю и 3) межфеодальные разногласия. Эти сюжеты отражают проблемы, которые в первую очередь занимали умы народа того времени. Основной лейтмотив эпических поэм – борьба с неверными во славу христианской веры. Главным персонализированным концептом эпических поэм в большинстве случаев выступает король Карл Великий. Идеализированный образ короля отображает концептуально-валерные доминанты архаического общества – стремление народа видеть в короле защитника родины и веры. В жестах отображается примарный концепт ВЕРНОСТЬ КОРОЛЮ, которая остается на первом месте вне зависимости от его личных характеристик. Указывается, что для создания художественных образов во французских эпических поэмах употребляются такие приемы, как гиперболизм, параллелизм, аллюзия, а также повтор формул.

Список литературы

  1. Волкова З.Н. Эпос Франции: История и язык французских эпических сказаний. М.: ЛИБРОКОМ; 2020.
  2. Бредихин С.Н., Эркенова А.Н. Мифологизация как средство представления идеализированной бытийности в эпических текстах. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(3):498–504. DOI: 37493/2409-1030.2022.3.16
  3. Cooper A.J. Le pèlerinage de Charlemagne publié avec un glossaire. Introduction de l'Abbé Félix Klein. Paris: Lahure, 1935; 128. URL: https://archive.org/details/lepelerinagedecharlecooper [дата обращения 19.06. 2023]. (На фран.яз.)
  4. Сабанеева М.К. Художественный язык французского эпоса: Опыт филологического синтеза. СПб.: Изд-во СПбГУ; 2001.
  5. Бредихин С.Н., Печенюк А.Н. Бикультурная интерпретация аксиологического содержания метаконцепта ПОБЕДА/SIEG. Российский журнал исследований билингвизма. 2021;(2):17–23.
  6. Ловернья-Ганьер К., Попер А. История французской литературы. URL: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/index.html [дата обращения 19.06. 2023].
  7. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.: Наследие; 1995.
  8. Томашпольский В.И. Старофранцузский язык. М.: Флинта: Наука; 2017.
  9. Щербаков А.Б. Шансон де жест: жанр средневековой героической поэзии. URL: http://svr-lit.ru/ [дата обращения 19.06. 2023].
  10. Яхонтова М.А., Черневич М.Н., Штейн А.Л. Очерки по истории французской литературы. М.: Учпедгиз; 1958.
  11. Bédier J. La Chanson de Roland: publiée d'après le manuscrit d'Oxford. Paris: L'Édition d'art, H. Piazza; (На фран.яз.)
  12. Gautier L. Bibliographie des chansons de geste: (complément des Épopées françaises). Paris: H. Welter; (На фран.яз.)
  13. Paris G. La littérature française au Moyen Age. Paris: Hachette; 1905. (На фран.яз.)

Библиографические ссылки

References

Volkova Z.N. Epos of France: History and language of French epic tales. M.: LIBROKOM; 2020. (In Russ.)

Bredikhin S.N., Erkenova A.N. Mythologization as a mean of representation of idealized existence in epic texts. Gumanitarnyye i yuridicheskiye issledovaniya. 2022;9(3):498–504. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.16 (In Russ.)

Cooper A.J. Le pèlerinage de Charlemagne publié avec un glossaire. Introduction de l'Abbé Félix Klein. Paris: A. Lahure; 1935. Available from: https://archive.org/details/lepelerinagedecharlecooper [accessed: 19.06.2023]. (In French).

Sabaneyeva M.K. The Artistic Language of the French Epic: An Experience of Philological Synthesis. SPb.: Izd-vo SPbGU; 2001. (In Russ.)

Bredikhin S.N., Pechenyuk A.N. Bicultural interpretation of axiological content of metaconcept ПОБЕДА/SIEG. Rossiyskiy zhurnal issledovaniy bilingvizma. 2021;(2):17–23. (In Russ.)

Lovern′ya-Gan′yer K., Poper A. History of French Literature. Available from: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/index.html [accessed: 19.06. 2023]. (In Russ.)

Mikhaylov A.D. French heroic epic. Questions of poetics and stylistics. M.: Naslediye; 1995. (In Russ.)

Tomashpol′skiy V.I. Old French language. M.: Flinta: Nauka; 2017. (In Russ.)

Shcherbakov A.B. Chanson de geste: genre of medieval heroic poetry. Available from: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/scherbakov-shanson-de-zhest.html [accessed: 19.06. 2023]. (In Russ.)

Yakhontova M.A., Chernevich M.N., Shteyn A.L. Essays on the history of French literature. M.: Uchpedgiz; 1958. (In Russ.)

Bédier J. La Chanson de Roland: publiée d'après le manuscrit d'Oxford. Paris: L'Édition d'art, H. Piazza; 1922. (In French).

Gautier L. Bibliographie des chansons de geste: (complément des Épopées françaises). Paris: H. Welter; 1897. (In French).

Paris G. La littérature française au Moyen Age. Paris: Hachette; 1905. (In French).

Загрузки

Опубликован

2023-12-12

Выпуск

Раздел

Филология. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвисти