Языковая личность художественного персонажа (на материале Романа Энтони Берджесса «вожделеющее семя»)

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.1.55-64

Авторы

  • Денис Павлов

Ключевые слова:

лингвистика, иностранные языки, речевое поведение, коммуникативная личность, речевой портрет

Аннотация

Вопросы изучения языковой личности художественного персонажа занимают особое место в современной отечественной лингвистике, развивающейся в рамках антропоцентрической парадигмы. При этом при изучении языковой личности рассматривается как коммуникативная составляющая персонажа, так и образ самого автора. Особое внимание в данной статье уделяется взаимосвязи таких понятий, как языковая личность и образ автора в рамках художественного произведения. Для исследования языковой личности литературного героя предлагается подход, основанный на теоретико-гносеологической трехуровневой модели, разработанной Ю.Н. Карауловым. Именно четкое деление структуры языковой личности на лексикон, тезаурус и прагматикон помогает составить речевой портрет персонажа и раскрыть его не только как выдуманного лирического героя, но и как полноценного носителя конкретного языка. В результате данный анализ позволяет констатировать тот факт, что речевое поведение и языковые единицы, используемые в речи героя, созданы автором, чтобы показать внутренний мир выдуманной личности. Стоит подчеркнуть еще и тот факт, что эмоциональное и психологическое состояния героя понимаются через системный анализ не только используемой им лексики и синтаксических конструкций, но и зависит от гендера, социального статуса, воспитания.

Список литературы

  1. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс; 1985.
  2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М;1980.
  3. Bine A. L'Annepsychologique-1; 1895.
  4. A. Explortions in personality. N.Y; 1938. p.532-545.
  5. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука;
  6. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин.гос. ун-т; 1980.
  7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука;
  8. Noth W. Symmetries and assymetries between Positive and Negative Emotion Words.Tübingen: Niemeier;1992.
  9. Nischik R. Betrayal psychohistorically: The Representation of emotions in the British Drama.Tübingen: Niemeier;1992.
  10. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена; 2002.

Библиографические ссылки

Humboldt V. von. Language and philosophy of culture. M.: Progress; 1985. (In Russ.)

Vinogradov V.V. On the language of artistic prose. M;1980. (In Russ.)

Bine A. L'Annepsychologique-1;1895.

Murray H.A. Explortions in personality. N.Y; 1938. p.532-545.

Bakhtin M.M. Author and hero: To the philosophical foundations of the humanities. St. Pe-tersburg: Azbuka;2000. (In Russ.)

Bogin G.I. Modern linguodidactics. Kalinin: Kalinin State University;1980. (In Russ.)

KaraulovYu.N. Russian language and language personality. Moscow: Nauka. 1987; (In Russ.)

Noth W. Symmetries and assymetries between Positive and Negative Emotion Words.Tübingen: Niemeier; 1992.

Nischik R. Betrayal psychohistorically: The Representation of emotions in the British Dra-ma.Tübingen: Niemeier; 1992.

Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena;2002. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-04-06