Речевой портрет учителя в китайской лингвокультуре

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.4.582-588

Авторы

  • Айгуль Петунина

Ключевые слова:

речевой портрет, языковая личность, лингвоперсонология, лингвокультурология, учитель, лаоши

Аннотация

Российская лингвистика конца XX – начала XXI в. достигла значительных результатов в изучении личности, репрезентированной в языке. Языковая личность в языкознании представляет собой настолько многогранное, сложное явление, что, несомненно, требует к себе большого внимания со стороны лингвистов.

В данной работе содержится аналитический обзор таких вопросов языкознания, как лингвоперсонология, языковая личность, речевой портрет. Речь обнаруживает интеллект человека, заставляя восхищаться, удивляться ее носителем или разочаровываться в нем. По речи можно определить возраст, гендерную принадлежность, профессию, район проживания, национальность, уровень образования и воспитания. В статье дается описание характерных черт профессионального речевого портрета языковой личности учителя в рамках китайской культуры, истории и политики.

Школьные и студенческие годы являются периодом становления личности, ее самоопределения. Невозможно переоценить влияние преподавателя на формирование личности обучающегося. Ни для кого не секрет, что преподаватели в Китае пользуются большой поддержкой со стороны государства и общества, а профессия учителя считается очень почетной и уважаемой еще со времен самого Конфуция. Поэтому так важно исследовать языковую личность учителя и составить его актуальный речевой портрет.

Литература

  1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука; 1987.
  2. Матвеева Г. Г., Зюбина И.А. Речевая привычка как основа речевого портрета говорящего (на материале британского политического дискурса). Волгоград: Вестник Волгоградского государственного университета. 2016;(4):63–68.
  3. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов; 2006.
  4. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук. Краснодар; 2007.
  5. Ревзин Г.И. Как убивают дети. М: Журнал «Коммерсантъ Weekend». 2016;(26):26.
  6. Китайский народный конгресс. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4603.htm [дата обращения: 05.11.2021].
  7. Чу Ленора. Почему американским учащимся нужны китайские школы. URL: https://www.wsj.com/articles/why-american-students-need-chinese-schools-1504882481 [дата обращения: 05.11.2021].
  8. Санникова О. А. Авторитет учителя в китайской культурной традиции. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016;(6). URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/385 [дата обращения: 03.11.2021].

Библиографические ссылки

References

Karaulov Yu. N. Russian language and linguistic personality. Moscow: Nauka; 1987. (In Russ.)

Matveeva G. G., Zyubina I.A. Speech habit as basis of speaker`s speech portrait (based on british political discourse). Volgograd: Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016;(4):63–68. (In Russ.)

Leorda S. V. Speech portrait of a modern student. Saratov; 2006. (In Russ.)

Tarasenko T. P. Linguistic personality of a high school student in the aspect of its speech realizations (based on the data of the associative experiment and sociolect of schoolchildren in Krasnodar): author. dis. cand. philol. sciences. Krasnodar; 2007. (In Russ.)

Revzin G.I. How children kill. Moscow: Kommersant Weekend newspaper. 2016;(26):26. (In Russ.)

Chinese People's Congress. [中国人民代表大会]. Available from: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4603.htm [accessed: 05.11.2021]. (In Chinese)

Chu Lenora Why American Students Need Chinese Schools. Available from: https://www.wsj.com/articles/why-american-students-need-chinese-schools-1504882481 [accessed: 05.11.2021].

Sannikova O. A. The authority of teachers in Chinese cultural traditions. Moscow University for Humanities. 2016;(6). Available from: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/385 [accessed:03.11.2021]. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2021-12-17