Современные направления языкознания как перспективный ресурс проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка

Авторы

  • Юлия Данилова
  • Яна Солунова

Ключевые слова:

проектно-исследовательская деятельность, лингводидактика, современные направления языкознания, проект, исследование

Аннотация

В современном образовательном процессе все большее значение приобретают технологии и методы, направленные на активизацию самостоятельности и познавательного поиска. Широкие возможности использования проектно-исследовательской деятельности в качестве таковой технологии не вызывают сомнения. Однако проектно-исследовательская деятельность в этом смысле не должна быть общепредметной – необходимо разграничивать формы, методы, тематику и т.п. для каждой отдельной дисциплины, что позволит использовать эту технологию более эффективно. В рамках данной статьи определяется место и значение проектно-исследовательской деятельности в современной педагогической науке и лингводидактике. Рассматривается и подвергается анализу методический потенциал направлений современного языкознания в качестве узконаправленного профильного средства организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в школе. Актуальность исследования обусловлена не вполне четким пониманием о том, как правильно организовать и структурировать проектно-исследовательскую деятельность для достижения качественно высоких и продуктивных результатов в рамках изучения того или иного предмета в школе. Приводится краткий обзор проектов и исследований, реализованных в действительной образовательной практике по тому или иному лингвистическому направлению. Делается и подкрепляется объективными доводами вывод о том, что необходимо разграничивать общепредметные направления проектно-исследовательской деятельности и узкопредметные направления.

Библиографические ссылки

Литература

Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.

Ветрова Э.С. Методология и методы лингвистических исследований: Учебное пособие. Донецк: ДонНУ, 2019. 158 с.

Всероссийская олимпиада школьников 2017/18 гг. Муниципальный этап. Русский язык, 9 класс. Задание 3 [Электронный ресурс]. // URL: http://tasks.olimpiada.ru/upload/files/tasks/80/2017/ans-russ-9-Omsk-mun-17-18.pdf (дата обращения: 18.11. 2020)

Гаврилова Д.А. Альбом правил «Кто командует корнями?» // Знанио – Образовательный портал для педагогов, родителей и школьников, 2017 [Электронный ресурс]. // URL: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_albom_pravil_russkogo_yazyka_kto_komanduet_kornyami_2_klass-114241 (дата обращения: 18.11. 2020)

Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2003. № 4. C. 18–24.

Макаревич В.А. Аниме как объект лингвистического изучения: лексико-семантический аспект // Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок», 2014. [Электронный ресурс]. // URL: https://obuchonok.ru/node/3719 (дата обращения: 15.10. 2020)

Новоселов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе // Педагогическое образование в России, 2009. C. 38–42.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок» [Электронный ресурс]. // URL: https://obuchonok.ru/node/1163 (дата обращения: 25.09.2020)

Перова И.Н. Тенденция огрубления в современном русском языке // Видеохостинг YouTube, 2007 [Электронный ресурс]. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=j7DOxGoXyyY&feature=emb_logo (дата обращения: 10.10. 2020)

Полянина Е.А. Кружок «Юный корреспондент» как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников // Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 2014. [Электронный ресурс]. // URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/13/kruzhok-yunyy-korrespondent-kak-sredstvo-razvitiya (дата обращения: 20.11. 2020)

Сафронов Е.С., Филин А.А. Русская и мировая история в зеркале фразеологии // Обучающие программы и исследовательские работы учащихся «Обучонок», 2019 [Электронный ресурс]. // URL: https://obuchonok.ru/node/5341 (дата обращения: 15.10. 2020)

Токарева И.Ю. Культурно-языковая компетенция: новый термин или новый объект методики преподавания родного языка // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2011. C. 1–8.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Гарант.ру: Информационно-правовой портал. 2015. 31 декабря [Электронный ресурс]. // URL: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 16.09.2020).

References

Brykova O.V. (2006). Proektnaya deyatel'nost' v uchebnom protsesse. 32 p. Moscow, Chistye prudy. (In Russian)

Vetrova E.S. (2019). Metodologiya i metody lingvisticheskikh issledovanii: Uchebnoe posobie.158 p. Donetsk. (In Russian)

Vserossiiskaya olimpiada shkol'nikov (2017/18). // URL: http://tasks.olimpiada.ru/upload/files/tasks/80/2017/ans-russ-9-Omsk-mun-17-18.pdf (accessed: 18.11. 2020) (In Russian)

Gavrilova D.A. Al'bom pravil «Kto komanduet kornyami?» (2017). URL: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_albom_pravil_russkogo_yazyka_kto_komanduet_kornyami_2_klass-114241 (accessed: 18.11. 2020) (In Russian)

Leontovich A.V. (2003). Ob osnovnykh ponyatiyakh kontseptsii razvitiya issledovatel'skoi i proektnoi deyatel'nosti uchashchikhsya. Pp. 18–24. Moscow. (In Russian)

Makarevich V.A. (2014). Anime kak ob"ekt lingvisticheskogo izucheniya: leksiko-semanticheskii aspect. // URL: https://obuchonok.ru/node/3719 (accessed: 15.10. 2020) (In Russian)

Novoselov S.A., Zvereva T.V. (2009). Fenomen proektno-issledovatel'skoi deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse. Pp. 38–42. Ekaterinburg. (In Russian)

Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya (1999). 224 p. Moscow, Academy. (In Russian)

Obuchayushchie programmy i issledovatel'skie raboty uchashchikhsya «Obuchonok». // URL: https://obuchonok.ru/node/1163 (accessed: 25.09.2020) (In Russian)

Perova I.N. (2007). Tendentsiya ogrubleniya v sovremennom russkom yazyke. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=j7DOxGoXyyY&feature=emb_logo (accessed: 10.10. 2020) (In Russian)

Polyanina E.A. (2014). Kruzhok «Yunyi korrespondent» kak sredstvo razvitiya kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov. // URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/13/kruzhok-yunyy-korrespondent-kak-sredstvo-razvitiya (accessed: 20.11. 2020) (In Russian)

Safronov E.S., Filin A.A. (2019). Russkaya i mirovaya istoriya v zerkale frazeologii [Russian and world history in the mirror of phraseology]. URL: https://obuchonok.ru/node/5341 (accessed: 15.10. 2020) (In Russian)

Tokareva I.Yu. (2011). Kul'turno-yazykovaya kompetentsiya: novyi termin ili novyi ob"ekt metodiki prepodavaniya rodnogo yazyka. Pp. 1–8. Tula. (In Russian)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (2015). // URL: http://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (accessed: 16.09.2020). (In Russian)

y

Загрузки

Опубликован

2021-03-29

Выпуск

Раздел

Педагогические науки