Духовно-нравственное воспитание читателей – миссия детско-юношеской библиотеки как целостной интегративной системы (на примере взаимодействия саратовской ОБДЮ им. А. С. Пушкина с вузами Г. Саратова)

Авторы

  • Екатерина Макарихина
  • Анна Морковина

Ключевые слова:

духовно-нравственное воспитание, детско-юношеские библиотеки, формирование ценностных ориентаций у читателей юношеского возраста, библиотека как интегративная система, социокультурное и информационно-образовательное пространство

Аннотация

Статья посвящена особенностям духовно-нравственного воспитания в современной детско-юношеской библиотеке. Автор раскрывает проблему функционирования детско-юношеской библиотеки в информационном пространстве, описывается роль библиотек данного типа в интеграционных процессах, которые рассматриваются как системообразующий элемент информационно-образовательного пространства. Определяется интегративная роль библиотеки, обеспечивающая эффект целостности информационно-образовательного пространства во внутреннем и внешнем направлениях. Наиболее   подробно   рассматривается   внешнее   направление   интеграции, в котором предусматривается выход детско-юношеской библиотеки в глобальные информационное и образовательное пространства города, региона, страны,   мира. Данный материал представляет интерес как для сотрудников детских, юношеских, детско- юношеских библиотек, так и для исследователей, занимающихся вопросами библиотечно- педагогической деятельности в России на современном этапе.

Библиографические ссылки

Литература

Гусева Е. Малые Вавиловские научные чтения: «Научное наследие Н.И. Вавилова и современная наука: к 130-летию со дня рождения» среди студентов вузов и колледжей // URL: https://www.sgu.ru/structure/biological (дата обращения:20.02.2018).

Инькова Л.М. Юношеские библиотеки России к началу нового века // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб-к. Москва, 2002. Вып. 4. С. 174–181.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. 4-е изд. Москва, 2014. 36 с.

Кузьмина С.В. Выполнение проекта «My Scientific Research» студентами магистратуры Института Химии//Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Сборник научно-методических статей преподавателей иностранных языков вузов России. Саратов, 2018. С. 209–213.

Кузьмина С.В. Роль вербальных и невербальных аспектов коммуникации в процессе преподавания // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингводидактический аспекты): материалы Международной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ: сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. С.158–162.

Макарихина Е.А., Морковина А.Ю. Формирование ценностно- смысловой компетенции студентов университета (на примере сотрудничества СГУ им. Н.Г. Чернышевского и ОБДЮ им. А.С. Пушкина) // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманит. образования в Саратовском гос. ун-те: м-лы Междунар. конф-ции в рамках Междунар. науч. симпозиума, посв. 100-летию гуманит. образ-я в СГУ (25 октября 2017 г.). Саратов, 2017. С. 163–169.

Мелентьева Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Москва, 2007. 220 с.

Монастырёва Г.О. Роль библиотек в духовно-нравственном воспитании молодёжи. // URL: / http://www.gpntb.ru/win/inter- events/crimea2005/disk/105.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

Морковина А.Ю. Духовно-нравственное воспитание читателей детско- юношеских библиотек (на примере Саратовской областной б-ки для детей и юношества им. А.С. Пушкина) // Молодёжь в постиндустриальном обществе: Сб-к науч. ст. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф-ции 25 декабря 2012 г. Дюссельдорф – Саратов, 2013. С. 86–89.

Морковина А.Ю. Духовно-нравственное воспитание читателей детско- юношеских библиотек (на примере Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина) // Библиотечное дело-2013: Скворцовские чтения: Мат-лы XVIII международ. науч.-практич. конф-ции 24- 25 апреля 2013 г. / сост. Л.И. Сальниковой. Ч. I. Москва, 2013. С. 239–242.

Морковина А.Ю. «Следовать за мыслью великого человека»: Из истории Пушкинских научных чтений // Библиотека. 2015. № 6. С. 41–42.

Морковина А.Ю. Инновационные методы в воспитании студенческой читательской аудитории силами детско-юношеской библиотеки / Инновационные подходы в воспитательной работе современного вуза: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2011. С. 50–52.

Морковина А.Ю. О ценности чтения в духовно-нравственном воспитании детей и подростков / Актуальные проблемы детского чтения и подготовки библиотечных специалистов: Сб-к мат-лов III Междунар. науч.- практ. конференции. Москва, 2015. С. 79–83.

Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи: Принято Конференцией РБА на XVII Ежегод. сессии 17 мая 2012 г. в Перми. Санкт-Петербург, 2012. 26 с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025): Проект // URL: http://dopedu.ru/attachments/article/538/%D0%A1%D0%. html (дата обращения:10.03.2018).

Третьяков А.Л. Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки // URL: / https://cyberleninka.ru/ article/v/vospitatelnyy-potentsial (дата обращения: 10.03.2018).

References

Guseva, E. Malye Vavilovskie nauchnye chteniya: «Nauchnoe nasledie

N.I. Vavilova i sovremennaya nauka: k 130-letiyu so dnya rozhdeniya» sredi studentov vuzov i kolledzhej [Small Vavilovsky Scientific Readings: “N.I. Scientific Heritage Vavilova and modern science: to the 130th anniversary of the birth” among university and college students] // URL: https://www.sgu.ru/structure/biological (accessed:20.02.2018). (In Russian)

In'kova, L.M. (2002). Yunosheskie biblioteki Rossii k nachalu novogo veka [Russian youth libraries to the beginning of the new century] // Bibliotechnoe delo – XXI vek: nauch.-prakt. sb-k. Moskva. Vyp. 4. Pp. 174-181. (In Russian)

Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia] / A.YA. Danilyuk, A.M. Kondakova,

V.A. Tishkova. 4-e izd. Moskva, 2014. 36 p. (In Russian)

Kuz'mina, S.V. (2018). Vypolnenie proekta «My Scientific Research» studentami magistratury Instituta Himii [The implementation of the project “My Scientific Research” by graduate students of the Institute of Chemistry]

//Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po inostrannym yazykam. Sbornik nauchno-metodicheskih statej prepodavatelej inostrannyh yazykov vuzov Rossii. Saratov. Pp. 209–213. (In Russian)

Kuz'mina, S.V. (2017). Rol' verbal'nyh i neverbal'nyh aspektov kommunikacii v processe prepodavaniya [The role of verbal and non-verbal aspects of communication in the teaching process] // YAzykovye i kul'turnye kontakty v kontekste razvitiya gumanitarnogo obrazovaniya v Saratovskom gosudarstvennom universitete (lingvisticheskij i lingvodidakticheskij aspekty): materialy Mezhdunarodnoj konferencii v ramkah Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, posvyashchennogo 100-letiyu gumanitarnogo obrazovaniya v SGU: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskij istochnik». Pp.158–162. (In Russian)

Makarihina, E.A., Morkovina A.Yu. (2017). Formirovanie cennostno- smyslovoj kompetencii studentov universiteta (na primere sotrudnichestva SGU im.

N. G. Chernyshevskogo i OBDYU im. A. S. Pushkina) [Formation of value-semantic competence of university students (on the example of cooperation SSU

N.G. Chernyshevsky and RCYL named after AS Pushkin)] // YAzykovye i kul'turnye kontakty v kontekste razvitiya gumanit. obrazovaniya v Saratovskom gos. un-te: m-ly Mezhdunar. konf-cii v ramkah Mezhdunar. nauch. simpoziuma, posv. 100-letiyu gumanit. obraz-ya v SGU (25 oktyabrya 2017 g.). Saratov. Pp. 163–169. (In Russian)

Melenteva,Yu.P. (2007). Biblioteka i yunoshestvo: poiski vzaimoponimaniya [Library and Youth: The Search for Mutual Understanding]. Мoscow. 220 p. (In Russian)

Monastyreva, G.O. (2018). Rol bibliotek v duhovno-nravstvennom vospitanii molodyozhi [The role of libraries in the spiritual and moral education of youth] // URL: / http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/105.pdf (accessed 20.02.2018). (In Russian)

Morkovina, A.Yu. (2013). Duhovno-nravstvennoe vospitanie chitatelej detsko-yunosheskih bibliotek (na primere Saratovskoj oblastnoj biblioteki dlya detej i yunoshestva im. A.S. Pushkina) [Spiritual and moral education of readers of children and youth libraries (on the example of the Saratov regional library for children and youth named after A.S. Pushkin)] / A.Yu. Morkovina // Molodyozh' v postindustrial'nom obshchestve: Sbornik nauchnyh statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 25 dekabrya 2012

g. Dyussel'dorf – Saratov: Izd-vo «Press-Licej». Pp. 86 – 89. (In Russian)

Morkovina, A.Yu. (2013). Duhovno-nravstvennoe vospitanie chitatelej detsko-yunosheskih bibliotek (na primere Saratovskoj oblastnoj biblioteki dlya detej i yunoshestva im. A.S. Pushkina) [Spiritual and moral education of readers of children and youth libraries (on the example of the Saratov regional library for children and youth named after A.S. Pushkin)] // Bibliotechnoe delo-2013: Skvorcovskie

chteniya: Mat-ly XVIII mezhdunarod. nauch.-praktich. konf-cii 24-25 aprelya 2013

g. / sost. L.I. Sal'nikovoj. CH. I. Moskva. Pp. 239–242. (In Russian)

Morkovina, A.Yu. (2015). «Sledovat' za mysl'yu velikogo cheloveka»: Iz istorii Pushkinskih nauchnyh chtenij [Follow the thought of a great man: From the history of Pushkin’s scientific readings] // Biblioteka. № 6. Pp. 41–42. (In Russian)

Morkovina, A.Yu. (2011). Innovacionnye metody v vospitanii studencheskoj chitatel'skoj auditorii silami detsko-yunosheskoj biblioteki [Innovative methods in the education of students’ readership by children and youth library] / A.Yu. Morkovina // Innovacionnye podhody v vospitatel'noj rabote sovremennogo vuza: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Izd-vo SGAU im. N.I. Vavilova. Pp. 50–52. (In Russian)

Morkovina, A.Yu. (2015). O cennosti chteniya v duhovno-nravstvennom vospitanii detej i podrostkov [On the value of reading in the spiritual and moral education of children and teenagers] / Aktual'nye problemy detskogo chteniya i podgotovki bibliotechnyh specialistov: Sb-k mat-lov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii. Moskva. Pp. 79–83. (in Russian)

Rukovodstvo dlya publichnyh bibliotek Rossii po obsluzhivaniyu molodyozhi [Guide for public libraries of Russia on youth services] Prinyato Konferenciej RBA na XVII Ezhegod. sessii 17 maya 2012 g. v Permi. Sankt- Peterburg, 2012. 26 p. (In Russian)

Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii (2015-2025): Proekt [Strategy of development of education in the Russian Federation: Project] // URL: http://dopedu.ru/attachments/article/538/%D0%A1%D0%.html

(accessed: 10.03.2018). (In Russian)

Tret'yakov, A.L. Vospitatel'nyj potencial sovremennoj shkol'noj biblioteki [Educational potential of the modern school library] // URL: / https://cyberleninka.ru/ article/v/vospitatelnyy-potentsial (accessed: 10.03.2018). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2019-09-09

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных яз