Организация контроля знаний студентов в условиях удаленного обучения

Авторы

  • Наталья Тихонова

Ключевые слова:

оценка знаний, пандемия, дистанционное обучение, онлайн-обучение, онлайн-экзамен, аутентичное оценивание

Аннотация

Вынужденный переход системы высшего образования во всем мире на дистанционный формат обучения в связи с пандемией COVID-19 вызвал целый ряд организационных, технических, педагогических и психологических проблем. Одним из самых дискуссионных вопросов в контексте организации удаленного обучения стал поиск адекватных форм оценки знаний и компетенций студентов. Обострилась проблема академической нечестности и низкой эффективности традиционных форм контроля, основанных на воспроизведении заученного материала.

Целью настоящей статьи является анализ основных проблем организации промежуточной и итоговой аттестации в высшей школе в условиях удаленного обучения, в том числе этические и технические проблемы онлайн-экзаменов. На основе опыта разных стран в период карантина обсуждаются новые подходы к оценке образовательных результатов студентов в условиях удаленного обучения. Особое внимание уделяется пересмотру и совершенствованию контрольно-измерительных материалов, необходимости использования гибких режимов оценивания и повышению значимости текущего контроля, а также внедрению альтернативных форм оценивания, направленных на развитие творческого и критического мышления студентов, таких как проектная работа, цифровое портфолио, «экзамен с открытой книгой» и др.

Библиографические ссылки

Литература

Бова Т.И., Дроздович Е.Н, Кузьменко О.И. Чему учит дистанционное образование? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 9. С. 61–63.

Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101–112.

Гоглачев А.В., Лойко А.Э., Гоглачев А.А. Требования к дистанционному обучению и оценке его результатов // Сборник статей XII международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе». Екатеринбург, 2015. С. 383–385.

Жигалова О.П., Копусь Т.Л. К вопросу об использовании симулятора в системе профессиональной подготовки учителя // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 141.

Иоголевич Н.И., Лободенко Е.И. Академическая недобросовестность студентов технического вуза: масштабы проблемы и пути решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Том 5. Выпуск 1. С. 99–106.

Назарова Л.И., Симан А.С., Лямина И.М., Колоскова Г.А. Организация прокторинга в дистанционном обучении студентов аграрного вуза // Агроинженерия. 2020. № 4 (98). С. 72–77.

Никонорова Л.М., Маминова Л.В. Использование проектного обучения в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов в техническом вузе. Казанский лингвистический журнал. 2019; 3 (2): 136–143.

Detroz P, Tessaro W., Younès N. Edito: Évaluer en temps de pandémie // Évaluer – Journal international de recherche en éducation et formation. 2020. Numéro Hors-série, 1. Pp. 1–3.

Hollinger R., Lanza-Kaduce L. Academic Dishonesty and the Perceived Effectiveness of Countermeasures: An Empirical Survey of Cheating at a Major Public University // NASPA Journal, 2009. Vol. 46/4. Pp. 587–602.

UNESCO Exams and assessments in COVID-19 crisis: fairness at the centre, 2020 // URL: https://en.unesco.org/news/exams-and-assessments-covid-19-crisis-fairness-centre (дата обращения: 26.11.20).

OECD Remote online exams in higher education during the COVID-19 crisis // OECD Education Policy Perspectives, 2020. 13 p.

Olt M. Ethics and Distance Education: Strategies for Minimizing Academic Dishonesty in Online Assessment // Online Journal of Distance Learning Administration, 2002. Vol. 5/3. Pp. 1–7.

Vincent-Lancrin S. Coronavirus and the future of learning: What AI could have made possible // OECD Education and Skills Today, Paris. 2020. URL: https://oecdedutoday.com/coronavirus-future-learningartificial-intelligence-ai/ (дата обращения: 26.11.20).

References

Bova T.I., Drozdovich E.N., Kuzmenko O.I. (2020). What Does Distance Education Teach? // Alma mater (Vestnik Vysshei Shkoly). N 9. Pp. 61–63. (In Russian)

Gafurov I.R., Ibragimov H.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. (2020). Transformation of Higher Education During the Pandemic: Pain Points. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 10, pp. 101–112. (In Russian)

Goglachev A.V., Loiko A.E., Goglachev A.A. (2015). Trebovaniya k distantsionnomu obucheniyu i otsenke ego rezul'tatov // Sbornik statei XII mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii «Novye obrazovatel'nye tekhnologii v vuze». Ekaterinburg. Pp. 383–385. (In Russian)

Zhigalova O.P., Kopus T.L. (2008). To the question of the use of the simulator in the professional training system of the teacher // Modern problems of science education. N 3. Pp. 141. (In Russian)

Iogolevich N.I., Lobodenko E.I. (2020). Academic Dishonesty among Technical Students: Scale of the Problem and Solutions // Pedagogy. Theory & Practice. Volume 5. Issue 1. P. 99–106. (In Russian)

Nazarova L.I., Siman A.S., Lyamina I.M., Koloskova G.A. (2020). Organization of proctoring in distance learning for agricultural students // Agricultural Engineering. N. 4 (98): 72–77. (In Russian)

Nikonorova L.M., Maminova L.V. (2019). The use of project-based learning in professionally-oriented foreign language teaching of students in a technical university. Kazan Linguistics Journal. N. 3 (2): 136–143. (In Russian)

Detroz P, Tessaro W., Younès N. (2020). Edito: Évaluer en temps de pandémie. Évaluer – Journal international de recherche en éducation et formation, Numéro Hors-série, 1, 1–3. (In French)

Hollinger R., Lanza-Kaduce L. (2009). Academic Dishonesty and the Perceived Effectiveness of Countermeasures: An Empirical Survey of Cheating at a Major Public University, NASPA Journal, Vol. 46/4, pp. 587–602. (In English)

UNESCO (2020). Exams and assessments in COVID-19 crisis: fairness at the centre // URL: https://en.unesco.org/news/exams-and-assessments-covid-19-crisis-fairness-centre (accessed: 26.11.20). (In English)

OECD (2020). Remote online exams in higher education during the COVID-19 crisis, OECD Education Policy Perspectives, 13 p. (In English)

Olt M. (2002). Ethics and Distance Education: Strategies for Minimizing Academic Dishonesty in Online Assessment, Online Journal of Distance Learning Administration, Vol. 5/3, pp. 1–7. (In English)

Vincent-Lancrin S. (2020). Coronavirus and the future of learning: What AI could have made possible, OECD Education and Skills Today, Paris, URL: https://oecdedutoday.com/coronavirus-future-learningartificial-intelligence-ai/ (accessed: 26.11.20). (In English)

Загрузки

Опубликован

2021-03-29

Выпуск

Раздел

Педагогические науки