Условия повышения качества научно-исследовательских работ школьников по иностранному языку

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.2.145-157

Авторы

Ключевые слова:

научно-исследовательская деятельность, научно-практическая конференция, научный аппарат исследования, иностранный язык, школьник

Аннотация

Актуальность данного научного исследования обусловлена недостаточной изученностью особенностей организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников по иностранному языку (ИЯ). Анализ литературы по проблеме исследования показал, что достаточного внимания поиску путей повышения уровня организации и содержания НИР по ИЯ не уделяется. Многолетний опыт научно-методической деятельности по проблеме, широкий охват разновозрастной аудитории обучающихся, разнообразие направлений и тем научных работ школьников по ИЯ предоставляет авторам значительный материал для анализа и формулировки рекомендаций в рамках проблемы исследования. На основе анализа теоретической литературы авторами было обобщено и уточнено понятие «научно-исследовательской деятельности» школьников по ИЯ, этапы и формы ее реализации. На базе обширного эмпирического материала, накопленного авторами в ходе многолетней работы в качестве членов жюри научно-исследовательских конференций школьников, были выявлены наиболее типичные ошибки НИР школьников по ИЯ, касающиеся формулировки темы, научного аппарата исследования, содержания и оформления работы. На их основе сформулированы условия повышения качества научно-исследовательских работ обучающихся. Материалы статьи, а также методические рекомендации по повышению качества имплементации научных исследований школьников по ИЯ могут представлять интерес как в рамках организации НИР в средней школе, так и для развития у них научно-исследовательских компетенций обучающихся, в целом.

Список литературы

  1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации. Иностранные языки в школе. 2019; 10: 27–40.
  2. Гузеев В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы. Школьные технологии. 2020; 5:49–52.
  3. Данилова Ю.Ю., Солунова Я.А. Современные направления языкознания как перспективный ресурс проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка. Казанский лингвистический журнал. 2021; 1(4): 126–137.
  4. Бондаренко С.М. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной общеобразовательной школ. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; 3(31): 92–100.
  5. Котельникова Я. А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников. Исследовательская работа школьников. 2018; 1: 49–61.
  6. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе. Педагогика. 2018; 12: 52–58.
  7. Леонтович А. В. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся. Школьные технологии. 2006; 5: 63–71.
  8. Карпейко В.Е. Исследовательская деятельность учащихся в пространстве урока английского языка. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/ 05/15/issledovatelskaya-deyatelnost [дата обращения: 25.02.2024].
  9. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд. М.: Юрайт; 2019; 334 с.
  10. Сагитова Р.Р., Плахова Е.А. Самоуправляемое обучение иностранным языкам. Казанский лингвистический журнал. 2020; 4(3): 445– (In Eng)
  11. Рабочая концепция одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, Ю.Д. Бабаевой и др. 2-е изд., расш. и перераб. М.; 2003: 95 с.
  12. Пахомова Н. Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка. Научно-методический электронный журнал «Концепт»; 2018; 9:141–145.
  13. Sabirova D.R. Skills and Abilities of Students. Critical Attitude to Building a Career by Means of Language Learning Disciplines. Res Militaris. 2022;12: 2097–2105.

Библиографические ссылки

References

Derekleeva N. I. Research activity of students and teachers: necessary conditions and al-gorithms of organization. Foreign languages at school. 2019; 10: 27–40. (In Russ)

Guzeev V.V. Research work of schoolchildren: essence, types and methods. School tech-nologies. 2022; 15: 49–52. (In Russ)

Danilova Yu.Yu., Solunova Ya.A. Modern directions of linguistics as a promising re-source of project-research activity as part of the Russian language learning. Kazan Linguistic journal. 2021; 1 (4): 126–137. (In Russ.)

Bondarenko S.M. Organization of educational and research activities of students in the conditions of modern general education schools. Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Uni-versity. 2016, 3 (31): 92–100. (In Russ)

Kotelnikova Ya. A. Some features of the organization and design of research work of stu-dents: a methodological guide for teachers organizing research activities of schoolchildren. Research work of schoolchildren. 2018; 1: 49–61. (In Russ)

Lebedeva O. V., Grebenev I. V. Design and organization of research activities of students in the educational process. Pedagogy. 2018; 12: 52–58. (In Russ)

Leontovich A. V. Conceptual foundations of the model of organization of research activi-ties of students. School technologies. 2006; 5: 63–71. (In Russ)

Karpeiko V.E. Research activities of students in the space of an English lesson. Available from: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/ 2014/ 05/15/issledovatelskaya-deyatelnost [accessed: 25.12.2023]. (In Russ)

Savenkov A.I. Psychology of children's giftedness: a textbook for undergraduate and graduate students. 2nd ed. Moscow: Yurayt; 2019; 334 p. (In Russ)

Sagitova R.R., Plakhova E.A. Self-guided teaching of foreign languages. Kazan Linguis-tic Journal. 2020; 4(3): 445–454

Working concept of giftedness. Ed. D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikova, Yu.D. Ba-baeva and others. 2nd ed., expanded. M.; 2003; 95 p. (In Russ)

Pakhomova N.Yu. Taking into account the psychological characteristics of senior school age as a way to increase motivation for learning English. Concept: Scientific and methodological electronic journal. 2018; 9:141–145. (In Russ)

Sabirova D.R. Skills and Abilities of Students. Critical Attitude to Building a Career by Means of Language Learning Disciplines. Res Militaris. 2022; 12: 2097–2105.

Загрузки

Опубликован

2024-06-12

Выпуск

Раздел

Педагогика. Общая педагогика, история педагогики и образования