Жанровые характеристики цифрового дипломатического дискурса США

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2024.7.1.116-126

Авторы

Ключевые слова:

цифровая дипломатия, жанры, субжанр, дискурс, жанрообразующие признаки

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению характерных особенностей жанров цифрового дипломатического дискурса США. На основе анализа жанрообразующих признаков текстов, представленных на официальном сайте главного внешнеполитического института США Государственного департамента, проведена их жанровая классификация. К жанрообразующим признакам отнесены образы автора и реципиента, коммуникативная интенция адресанта и ее языковое воплощение. Исходя из того, что цифровая дипломатия - это полидискурсивное образование, которому свойственны характеристики таких дискурсов как политический, медийный и интернет-дискурса, к жанрообразующим показателям также отнесена гипертекстовость сообщения. На основании вышеизложенных характеристик в американском цифровом дискурсе нами были выделены жанр заметки, жанр выступления и жанр заявления для прессы. Для каждого жанра были определены субжанры. Коммуникативные цели каждого жанра специфичны. Так, нами было установлено, что тексты жанра заметки нацелены на информирование населения о событиях без субъективной оценки происходящего. В жанре выступления адресант не только доносит информацию о происходящем в мире, но дает личную оценку, что приводит к формированию у реципиента определенного отношения к данному событию. 

Список литературы

  1. Викулова Л.Г., Макарова И.В., Новиков Н.В. Институциональнй дискурс цифровой дипломатии: новые коммуникативные практики. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание2016; 15(3): 54–65.
  2. Bjola C., Holmes M. Digital diplomacy: theory and practice. 2015. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315730844.
  3. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике. Государственное управление. Электронный вестник. 2015;(49):220–249.
  4. Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринтю 2007; 7–38.
  5. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка. Берлин: Russistik. 1990(2): 24–
  6. Дементьев В.В. «Анкета речевого жанра» Т.В. Шмелевой: прошлое, настоящее, будущее (к 30-летию жанроведческой модели). Жанры речи. 2020; 4(28):252–262.
  7. Бирюкова Т.А. Возможности гипертекста для жанра журналисткого расследования (на примере электронного издания Propublica). Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020;(3):79–99.
  8. Алимджанов А.А. Диалогические жанры Белого дома. Жанры речи. 2020; 1(25):15–21.
  9. Мансурова В.Д. «Медийный» человек как проекция дигитальной онтологии. Universum: филология и искусствоведение. 2010: 116–120.
  10. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. Инстаграм как жанр 2.0 (на примере политической коммуникации). Жанры речи. 2019; 4(24):300–313.

Библиографические ссылки

References

Vikulova L.G., Makarova I.V., Novikov N.V. Institutional discourse of digital di-plomacy: new communicative practices. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 15(3): 54–65. (in Russ.)

Bjola C., Holmes M. Digital diplomacy: theory and practice. 2015. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315730844.

Surma I.V. Digital diplomacy in world politics. Gosudarstvennoe upravlenie. Electronniy vestnik. 2015;(49):220–249. (in Russ.)

Sedov K.F. A person in the genre space of everyday communication. Antologiya re-chevyh zhanrov: povsednevnaya kommunikaciya. Moscow: Labirint. 2007;7–38 (in Russ.)

Shmeleva T. V. Speech genre. Features description and use in the teaching of the language. Russistik. Berlin. 1990;(2):24–41 (in Russ)

Dementiev V.V. “Questionnaire of a Speech Genre” of T.V. Shmeleva: Past, Pre-sent, Future (for the 30th Anniversary of the Genre Model). Speech Genres; 2020. 4(28):252–262

Birukova T.A. Hypertext possibilities for the genre of investigative journalism (case of Propublica elecrtonic version). Vestnik Moscovskogo universiteta. 2020;(3):79–99 (in Russ.)

Alimdjanov A.A. Dialogical Genres of the White House. Speech Genres. 2020; 1(25): 15–21. (in Russ.)

Mansurova V.D. The “media” person as a projection of digital ontology. Universum: philology and art studies. 2010: 116–120. (in Russ.)

Goroshko E.I., Poliakova T.L. Instagram as Genre 2.0 (political communication case). Speech genres. 2019; 4(24): 300–313 (in Russ.)

Загрузки

Опубликован

2024-03-12

Выпуск

Раздел

Филология. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвисти