Принципы смыслопорождения и специфика взаимодействия форм прецедентности в полимодальных единицах

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.3.376–387

Авторы

Ключевые слова:

смыслопорождение, семиотический код, полимодальная единица, интернет-мем, прецедентный феномен, визуальный прецедентный феномен, массмедийная коммуникация

Аннотация

Статья посвящена описанию принципов смыслопорождения в полимодальных текстах с учетом их семиотически осложненной природы и анализу форм прецедентности, актуализирующих интеракцию кодов и инкодирование смысла. Методологической основой исследования послужили семиотический, ноэматический, структурно-семантический и дискурсивный методы анализа. Описание кейсов референции к прецедентным феноменам осуществляется с опорой на комплексную ситуативную и лингвокультурную рефлексии коммуникативного акта.

Полипарадигмальный анализ предмета исследования потребовал уточнения понятийного аппарата и терминологических элементов, с привлечением которых описаны модели интеракции кодов в рамках полимодальной единицы. На основе контент-анализа полимодальных текстов (интернет-мемов) установлено, что прецедентность в медиапространстве актуализируется в вербальном, визуальном и аудиальном семиотических кодах. Ряд семиотических элементов (шрифт, композиционная геометрия, др.) претендуют на прецедентность формы. Охарактеризованы типы феноменов с точки зрения уровней когнитивного пространства (социумно-, национально-, универсально-прецедентные и фэд-феномены), а также дискурсивные формы актуализации прецедентности в полимодальных текстах. Выявлены и описаны критерии для анализа смыслопорождения в интернет-мемах, модели и типы интеграции кодов. На текстовых примерах продемонстрированы монокодовая и поликодовая модели интеракции семиотических кодов, а также типы смыслопорождения в каждой из них: консеквентный и интегральный. Проанализированы контексты, иллюстрирующие аллюзивные отсылки в разных семиотических кодах, и вариативность емкости смысла полимодальной единицы в зависимости от уровня социокультурной компетентности реципиента.

Список литературы

  1. Позднякова Е.М., Блинова О.А. Пандемия Covid-19 в политических карикатурах американской прессы: опыт мультимодального анализа. Научный диалог. 2021;(1):48– URL: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-48-62. [дата обращения 18.02.2023].
  2. Lou A. Multimodal simile: The “when” meme in social media discourse. English Text Construction. 2017;10(1):106– URL: https://doi.org/10.1075/etc.10.1.06lou. [дата обращения 18.02.2023].
  3. Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику. М.: Психология и Бизнес ОнЛайн; 2001.
  4. Богин Г.И. Интендирование как одна из тактик понимания. Вопросы методологии. 1992;4:90–104.
  5. Бредихин С.Н. Принципы и условия наличия и формирования смысла (смыслопорождающие механизмы). Современные проблемы науки и образования. 2013;(1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8484 [дата обращения: 18.02.2023].
  6. Бредихин С.Н. Динамические «схемы действования» в порождении многомерного смысла. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013;6(73):84–88.
  7. Марченко Т.В. Прецедентность в дискурсах медиапространства: к проблеме исследования вербальных и невербальных феноменов. Гуманитарные и юридические исследования. 2021;2:143–150. URL: https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.20. [дата обращения 18.02.2023].
  8. Марченко Т.В. Культурный ресайклинг советского в интернет-мемах: лингвосемиотическая интерпретация. Гуманитарные и юридические исследования. 2022;9(3):505–518. URL: https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.17. [дата обращения 18.02.2023].
  9. Мардиева Л.А. Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены). Вестник Пермского университета. 2011;3(15):202–207.
  10. Интернет-мем «Я могу слышать изображение», 18.02.2023. URL: https://smartik.ru/kazan/post/133965513 [дата обращения 18.02.2023].
  11. Интернет-мем «Спасибо за внимание!», 18.02.2023. URL: https://www.meme-arsenal.com/memes/ce2a252a5b91646721a3c8182c5412e3.jpg [дата обращения 18.02.2023].
  12. Интернет-мем «Я один это слышу?», 18.02.2023. URL: https://www.anekdot.ru/id/1021253/ [дата обращения 18.02.2023].
  13. Интернет-мем «Неонка», 18.02.2023. URL: https://i0.u-mama.ru/5e6/28a/57e/113599_t.jpg [дата обращения 18.02.2023].

Библиографические ссылки

References

Pozdnyakova E.M, Blinova O.A. The Covid-19 Pandemic in the Political Cartoons of the American Press: A Multimodal Analysis Experience. Nauchnyi dialog. 2021;(1):48–62. Availa-ble from: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-1-48-62. [accessed 18.02.2023]. (In Russ.).

Lou A. Multimodal simile: The “when” meme in social media discourse. English Text Construction. 2017;10(1):106–131. Available from: https://doi.org/10.1075/etc.10.1.06lou. [accessed 18.02.2023].

Bogin G.I. Gaining the ability to understand. Introduction to philological hermeneu-tics. Moscow: Psychology and Business Online, 2001. (In Russ.)

Bogin G.I. Intending as one of comprehension tactics. Voprosy metodologii. 1992;4: 90–104. (In Russ.)

Bredikhin S.N. Principles and conditions of sense existence and derivation (sense derivation mechanisms). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013;(1). Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8484 [accessed 18.02.2023]. (In Russ.)

Bredikhin S.N. Dynamic “schemes of action” in generating a many-sided sense. Gumanitarnye i social'no-jekonomicheskie nauki. 2013;6(73):84–88. [accessed 18.02.2023]. (In Russ.)

Marchenko T.V. Precedence in media discourses: on the study of verbal and non-verbal phenomena. Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2021;2:143–150. Available from: https://doi.org/10.37493/2409-1030.2021.2.20. [accessed 18.02.2023]. (In Russ.).

Marchenko T.V. Cultural recycling of the Soviet in internet memes: semiotic linguis-tic interpretation. Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2022;9(3):505–518. Available from: https://doi.org/10.37493/2409-1030.2022.3.17 [accessed 18.02.2023]. (In Russ.).

Mardieva L.A. Collective cultural memory of society (precedent visual images and phenomena). Bulletin of the Perm University. Russian and foreign philology. 2011;3(15):202–207. (In Russ.)

Internet meme «I can hear the image», 18.02.2023. Available from: https://smartik.ru/kazan/post/133965513 [accessed 18.02.2023]. (In Russ.)

Internet meme «Thank you for attention!», 18.02.2023. Available from: https://www.meme-arsenal.com/memes/ce2a252a5b91646721a3c8182c5412e3.jpg [accessed 18.02.2023]. (In Russ.)

Internet meme «Am I the only one who can hear this?», 18.02.2023. Available from: https://www.anekdot.ru/id/1021253/ [accessed 18.02.2023]. (In Russ.)

Internet meme «Neonka», 18.02.2023. Available from: https://i0.u-mama.ru/5e6/28a/57e/113599_t.jpg [accessed 18.02.2023]. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2023-09-20

Выпуск

Раздел

Филология. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвисти