К проблеме восприятия и описания тембральных голосовых характеристик в детской игровой коммуникациию

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.2.271-281

Авторы

Ключевые слова:

просодия, тембр, лингвистика детской речи, эмоция, психолингвистический эксперимент

Аннотация

В статье отражены результаты психолингвистического исследования восприятия просодического тембра на материале спонтанной детской речи. Проблема описания лингвистического тембра является недостаточно разработанной: с одной стороны, отсутствует единая трактовка понятия «тембр», с другой стороны – до сих пор остается нерешенным вопрос об отнесенности тембра к компонентам интонации. Очевидно, что тембр представляет собой средство передачи эмотивных значений высказывания, а его восприятие основано на эмоционально-оценочных ощущениях. В статье рассматривается просодический тембр, который, в отличие от индивидуального тембра говорящего, не является конститутивным средством. Исследование проведено на материале спонтанной звучащей речи дошкольников в ситуации игры. Анализ особенностей восприятия тембральных голосовых характеристик «наивными» носителями русского языка и экспертами-фонетистами показал, что палитра тембров, предоставленная аудиторам перед началом эксперимента и включающая в себя только «светлотные» характеристики, облегчает классификацию фрагментов, однако не отражает в полной мере особенности звучания речи. В статье также проводится соотнесение результатов, полученных от экспертов-фонетистов по «светлотным» характеристикам просодического тембра с теорией тембров гласных Е.Н. Винарской.

Список литературы

  1. Горелов И.Н. Соотношение вербального и невербального в коммуникативной деятельности. Исследование речевого мышления в психолингвистике. отв. ред. Е.Ф. Тарасов. М.: Наука; 1985. с. 116–150.
  2. Stumpf C. Band II. Leipzig: Verlag von S. Hirzel; 1890. 614 S. (На нем. яз.)
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва-Ленинград: изд-во Академии педагогических наук РСФСР; 1947. 335 с.
  4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Советская энциклопедия; 1966. 608 с.
  5. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне; 272 с.
  6. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Ленинград: изд-во Ленинградского университета; 1982. 174 с.
  7. Муллагаянова Г.С. Положительные эмоции, эксплицируемые в русском языке. Казанский лингвистический журнал. 2020. 3(1):28–40.
  8. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). Воронеж: Воронежский государственный университет; 2003. 172 с.
  9. Labov W. Das Studium der Sprache im sozialen Kontext. Aspekte der Soziolinguistik. W. Klein, D. Wunderlich (Hg.). Frankfurt: Athenäum-Fischer-Taschenbuch-Verlag; 1972. S. 123–206. (На нем. яз.)
  10. Selting M., Auer P., Barth-Weingarten D. et al. Gesprächsanalytisches Transkriptionssystem 2 (GAT 2). Gesprächsforschung – Online-Zeitschrift zur verbalen Interaktion. 2022; (10):353–402. URL: http://www.gespraechsforschung-ozs.de/heft2009/px-gat2.pdf [дата обращения: 17.12.2022]. (На нем. яз.)
  11. Поспелова С.Н. Просодические признаки речи в игровой коммуникации дошкольников. дис. кандидата филологических наук. Воронеж; 145 с.
  12. Величкова Л.В., Абакумова О.В., Петроченко Е.В., Воропаева И.В. Проект «Психолингвистическое изучение звучащей речи». Вопросы психолингвистики. 2017;(33): 240–255.
  13. Bose I. doch da sin ja’ nur muster.Kindlicher Sprechausdruck im sozialen Rollenspiel. Frankfurt a. M.: Peter Lang; 2003. 438 S. (На нем. яз.)

Библиографические ссылки

References

Gorelov I.N. Correlation of verbal and non-verbal in communicative activity. The study of speech thinking in psycholinguistics. resp. ed. E.F. Tarasov. M.: Nauka; 1985. p. 116–150. (In Russ.)

Stumpf C. Tonpsychologie. Band II. Leipzig: Verlag von S. Hirzel; 1890. 614 S. (In Ger.)

Teplov B.M. Psychology of musical abilities. Moscow-Leningrad: publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR; 1947. 335 p. (In Russ.)

Akhmanova O.S. Dictionary of linguistic terms. Moscow: Soviet Encyclopedia; 1966. 608 p. (In Russ.)

Tseplitis L.K. Analysis of speech intonation. Riga: Zinatne; 1974. 272 p. (In Russ.)

Svetozarova N.D. The intonation system of the Russian language. Leningrad: publishing house of the Leningrad University; 1982. 174 p. (In Russ.)

Mullagayanova G.S. Positive emotions explicated in Russian. Kazan Linguistic Journal. 2020;3(1):28–40. (In Russ.)

Vinarskaya E.N. Expressive means of the text (on the material of Russian poetry). Voronezh: Voronezh State University; 2003. 172 p. (In Russ.)

Labov W. Das Studium der Sprache im sozialen Kontext // Aspekte der Soziolinguistik. W. Klein, D. Wunderlich (Hg.). Frankfurt: Athenäum-Fischer-Taschenbuch-Verlag; 1972. S. 123–206. (In Ger.)

Selting M., Auer P., Barth-Weingarten D. et al. Gesprächsanalytisches Transkrip-tionssystem 2 (GAT 2). Gesprächsforschung – Online-Zeitschrift zur verbalen Interaktion. 2022;(10):353–402. URL: http://www.gespraechsforschung-ozs.de/heft2009/px-gat2.pdf [accessed: 17.12.2022]. (In Ger.)

Pospelova S.N. Prosodic features of speech in play communication of preschoolers. dis. candidate of philological sciences. Voronezh; 2021. 145 p. (In Russ.)

Velichkova L.V., Abakumova O.V., Petrochenko E.V., Voropaeva I.V. Project "Psycholinguistic Study of Sounding Speech" . Issues of Psycholinguistics. 2017;(33):240–255. (In Russ.)

Bose I. doch da sin ja’ nur muster.Kindlicher Sprechausdruck im sozialen Rollenspiel. Frankfurt a. M.: Peter Lang; 2003. 438 S. (In Ger.)

Загрузки

Опубликован

2023-06-01

Выпуск

Раздел

Филология. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвисти