Образ матери в женской поэзии Китая «нового периода»

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2023.6.2.165-175

Авторы

Ключевые слова:

женская поэзия, образ матери, Ли Сяоюй, Чжай Юнмин, Фу Тяньлинь, Инь Личуань, Шу Тин

Аннотация

Статья посвящена изучению образа матери в современной женской поэзии Китая как наиболее устойчивого культурного образа, что позволяет проследить перемены в отношении традиционного представления о роли и функции женщины на фоне социально-политических преобразований китайского общества, а также определить некоторые сущностные характеристики феномена женской поэзии, возникшего в числе других художественных направлений и школ в современной китайской поэзии.

В условиях политики «реформ и открытости» литература Китая совершает переход от однополярной художественной парадигмы соцарта к многополярной, становится возможным сосуществование самых разных стилей, эстетических установок, мнений о поэтическом языке. Женская поэзия Китая, известная в российском литературоведении по редким статьям и немногочисленным переводам, отражает процесс творческих поисков китайских поэтов в переходный период.

Образ матери в творчестве современных поэтесс Ли Сяоюй, Чжай Юнмин, Фу Тяньлинь, Инь Личуань, Шу Тин, представительниц разных поколений, выражен как мать-прародительница, реально-бытовой, возвышенно-обобщающий. Поэтессы от реально-бытового образа своей матери переходят к обобщающему, связанному с понятием прародительницы или родины. Отсутствие идеализации образа матери и его «снижение» сосуществует параллельно с безусловными ценностно-функциональными доминантами образа матери. В приоритете женской поэзии находится исследование эмоционального и психологического состояния женщины, поэтессы от высоких гуманистических идеалов приближаются к повседневной жизни.

Полученные результаты исследования восполняют общую картину истории современной китайской поэзии, описывают эстетические воззрения и основания женской поэзии, способствуют объективному восприятию духовных трансформаций китайского общества в транзитивный период.

Список литературы

  1. 中国现代诗选. Под ред. Чжан Тунъу. 北京: 现代出版社; 2010. (На кит. яз.)
  2. Блюмхен С.И. Три сюжета о Нюй-ва: новая гипотеза. Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература. под ред. И. С. Смирнова. М.: РГГУ; 2010. с. 101–121.
  3. Поэзия и проза Китая ХХ века. О прошлом – для будущего. сост. Г.Б. Ярославцев, Н.В. Захарова. М.: ЗАО Центрполиграф; 2002.
  4. 李峰. 舒婷诗歌中的多义化母亲形象.文史杂志. 2006;(4). URL: http://www.readers365.com/Wenshizazhi/wszz2006/wszz20060423.html [дата обращения: 30.11.2022]. (На кит. яз.)
  5. Хайдапова М.Б-О. Становление поэтического творчества Шу Тин. Вестник Бурятского государственного университета. 2009;(8):197–202.
  6. 朦胧诗精选. 海啸选编. 哈尔滨: 黑龙江科技出版社; 2010. (На кит. яз.)
  7. Мост над рекой времени. сост. В.И. Семанов, Б.Г. Валентинов. М.: Современник; 1989.
  8. Азиатская медь: антология современной китайской поэзии. сост. Лю Вэньфэй. СПб.: «Петербургское востоковедение»; 2007.
  9. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО; 2011.
  10. Китайская поэзия сегодня. сост. Н. Азарова, Ю. Дрейзис. М.: Культурная революция; 2017.
  11. Jaguscik Justyna. Literary Body Discourses. Corporeality, Gender and Class Difference in Contemporary Chinese Women’s Poetry and Fiction. Zurich: University of Zurich, Faculty of Arts; 2016.
  12. 中国现代诗歌大全. URL: http://www.shigeku.org/xlib/xd/sgdq/index.htm [дата обращения: 20.12.2022]. (На кит. яз.)
  13. 鲍宇琪. 浅析尹丽川的 “妈妈”. 文学教育. 2011;(5). URL: http://www.yuyingchao.com/beike/html_qikan/wenxuejiaoyu_6/151406.html [дата обращения: 15.10.2022]. (На кит. яз.)
  14. Crevel Maghiel van. Chinese Poetry in Times of Mind, Mayhem and Money. Leiden; Boston: Brill; 2008.

Библиографические ссылки

References

Selected Modern Chinese Poems. Zhang Tongwu zhubian. Beijing: xiandai chubanshe; 2010. (In Chin.)

Bl’umh’en S.I. Three Nyu-wa stories: a new hypothesis. China and surroundings: my-thology, folklore, literature. ed. I.S. Smirnov. Mocsow: RSHU; 2010. P.101–121. (In Russ.)

20th century Chinese poetry and prose. About the past – for the future. comp. G.B. Yaro-slavtsev, N.V. Zaharova. Moscow: ZAO Tsentrpoligraf; 2002. (In Russ.)

Li Feng. Polymorphic Mother’s image in Shu Ting's Poetry. Journal of Literature and History. 2006;(4). Available from: http://www.readers365.com/Wenshizazhi/wszz2006/wszz20060423.html [accessed 30.11.2022]. (In Chin.).

Khaidapova M.B-O. The formation of poetic creativity of Shu Ting. Bulletin of the Buryat State University. 2009;(8):197–202. (In Russ.)

Selected Misty Poems. Hai Xiao xuanbian. Haerbin: Heilongjiang keji chubanshe; 2010. (In Chin.)

Bridge over the river of time. comp. V.Yi. Semanov, B.G. Valyentinov. Moscow: Sov-remennik; 1989. (In Russ.)

Asian Copper: An Anthology of Contemporary Chinese Poetry. comp. Liu Wenfei. Saint-Petersburg: Petersburgskoye Vostokovedeniye; 2007. (In Russ.)

Speshnev N.A. The Chinese: peculiarities of national psychology. Saint-Petersburg: CA-RO; 2011. (In Russ.)

Chinese poetry today. comp. N. Azarova, Yu. Dreizis. Moscow: Cul’turnaya revol’utsiya; 2017. (In Russ.)

Jaguscik Justyna. Literary Body Discourses. Corporeality, Gender and Class Difference in Contemporary Chinese Women’s Poetry and Fiction. Zurich: University of Zurich, Faculty of Arts; 2016.

A Complete Collection of Modern Chinese Poetry. Available from: http://www.shigeku.org/xlib/xd/sgdq/index.htm [accessed 20.12.2022]. (In Chin.)

Bao Yuqi. An analysis of Yin Lichuan's "Mama". Literary Education. 2011;(5). Available from: http://www.yuyingchao.com/beike/html_qikan/wenxuejiaoyu_6/151406.html [accessed 15.10.2022]. (In Chin.)

Crevel Maghiel van. Chinese Poetry in Times of Mind, Mayhem and Money. Leiden; Boston: Brill; 2008.

Загрузки

Опубликован

2023-06-01

Выпуск

Раздел

Филология.Литературы народов мира