Интернет-мемы в иноязычном образовании

https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.4.475-486

Авторы

Ключевые слова:

интернет-мем, иноязычное образование, дидактическое средство, критерии отбора, аспекты иноязычного образования

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса расширения арсенала используемых на уроках иностранного языка дидактических средств интернет-мемами. Авторы обосновывают целесообразность такого расширения среди прочего необходимостью учитывать при организации процесса иноязычного образования изменившиеся предпочтения современных школьников в отношении источников и способов получения информации. Статья вносит вклад в разработку вопроса о потенциале интернет-мемов в иноязычном образовании. Авторы приводят основные характеристики мемов, на которых основывается диапазон возможностей их применения на уроках иностранного языка. Опираясь на эти характеристики, авторы приходят к заключению, что применение интернет-мемов в иноязычном образовании возможно для реализации всех четырех его аспектов: воспитательного, развивающего, учебного и познавательного. В статье приводятся примеры использования с различными целями на уроках иностранного языка интернет-мемов, взятых из открытых источников. В качестве предпосылок эффективного применения мемов декларируются их отбор, предварительная подготовка и методически целесообразная организация овладения иностранным языком, предполагающая мотивацию обучающихся, снятие возможных лингвистических и экстралингвистических затруднений, учет природы и структуры развиваемого речевого умения. В статье намечаются проблемы, требующие дальнейшего исследования для осуществления успешной интеграции интернет-мемов в процесс овладения иностранным языком.

Список литературы

  1. Гузаерова Р.Р. Интернет-мем как знак современного медиапространства. Вестник ТГГПУ. 2017;2(48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-znak-sovremennogo-mediaprostranstva [дата обращения: 11.09.2022].
  2. Загоруйко А.О., Ефремова М.А. Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства. Вопросы методики преподавания в вузе. 2019;8(28):12–21.
  3. Зиновьева Н.А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов: дис. … канд. социол. наук. СПб; 2016.
  4. Ксенофонтова В.И. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг. М.: Интернет и фольклор. 2009:285–294.
  5. Марченко Н.Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества. Казанская наука. 2013;(1):113–115.
  6. Скрыпникова Ю.О. Мемы в обучении иностранному языку. Омск: Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. 2017:29–31.
  7. Тихомирова М.С. Кодовые переключения в интернет-мемах: дис. … канд. филол. наук. Череповец; 2021.
  8. Часовский Н.В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015;2(61): 124‒127.
  9. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. Научный диалог. 2012;(3):161–173.
  10. Царькова В.Б. Речевые упражнения как средство развития речевого умения: дис. … канд. пед. наук. Липецк; 1981.
  11. Степашкина О.И. Использование статистического компонента содержания в обучении иноязычному говорению: старшая ступень общеобразовательной школы, на материале немецкого языка: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М.; 2017.
  12. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов-н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс; 2010.

Библиографические ссылки

References

Guzaerova R.R. Internet meme as a sign of modern media space. Vestnik TGGPU. 2017;2(48). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-znak-sovremennogo-mediaprostranstva [accessed 09.11.2022]. (In Russ.)

Zagoruiko A.O., Efremova M.A. The potential of using Internet memes as a teaching tool. Voprosy metodiki i prepodavaniya v vuze. 2019;8(28):12–21. (In Russ.)

Zinovieva N.A. Translation of sociocultural codes in the creation of an information product: analysis of Internet memes: dis. … cand. sociological Sciences. St. Petersburg; 2016. (In Russ.)

Ksenofontova V.I. The specifics of communication in conditions of anonymity: memetics, imageboards, trolling. Moscow: Internet i fol'klor. 2009:285–294. (In Russ.)

Marchenko N.G. Internet meme as a repository of cultural codes of the network community. Kazanskaya nauka. 2013;(1):113–115. (In Russ.)

Skrypnikova Yu.O. Memes in teaching a foreign language. Omsk: Basic issues of theory and practice of pedagogy and psychology. 2017:29–31. (In Russ.)

Tikhomirova M.S. Code switching in Internet memes: dis. … cand. philol. Sciences. Cherepovets; 2021. (In Russ.)

Chasovsky N.V. Internet meme as a special genre of communication. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2015;2(61): 124‒127. (In Russ.)

Shchurina Yu.V. Internet memes as a phenomenon of Internet communication. Nauchnyj dialog. 2012;(3):161–173. (In Russ.)

Tsarkova V.B. Speech exercises as a means of developing speech skills: dis. … cand. ped. Sciences. Lipetsk; 1981. (In Russ.)

Stepashkina O.I. The use of the statistical component of the content in teaching foreign language speaking: the senior stage of the general education school, on the material of the German language: Abstract of the thesis. ... cand. ped. Sciences. M.; 2017. (In Russ.)

Passov E.I., Kuzovleva N.E. Foreign language lesson. Rostov-n/D: Phoenix; Moscow: Glossa-Press; 2010. (In Russ.)

Загрузки

Опубликован

2022-12-28

Выпуск

Раздел

Педагогика.Теория и методика обучения и воспитания